Учебное пособие "ТАКТИКА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ"
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Список литературы

Следующая глава
Пред. страница

2.3.5. Организация охраны, обороны и маскировки аэродрома

Охрана и оборона аэродромов организуется в целях исключения воздействия воздушного и наземного противника, обеспечения сохранности вооружения, техники и запасов материальных средств, предотвращения несанкционированных взлетов самолетов (вертолетов), а также для задержания приземлившихся летательных аппаратов противника.
Охрана и оборона каждого аэродрома строится в общей системе охраны и обороны тыла фронта и осуществляется по гарнизонному принципу (рис. 8). Охрана и наземная оборона аэродрома осуществляется силами и средствами всех частей (подразделений), расположенных на аэродроме, а также специально выделенными частями (подразделениями) сухопутных войск. Прикрытие аэродромов от ударов средств воздушного нападения и воздушной разведки противника осуществляется в единой системе ПВО фронта.
Ответственность за организацию охраны и обороны аэродромов возлагается на старшего авиационного начальника гарнизона - командира авиационного соединения (части, подразделения). Он является начальником обороны аэродрома и отвечает за обеспечение выполнения мероприятий по охране и обороне всеми частями, расположенными на аэродроме, а также за организацию и несение караульной службы. Его заместителями являются: по наземной обороне - командир атч (начальник комендатуры), по ПВО - командир зенитно-ракетной (зенитно-артиллерийской) части (подразделения), прикрывающей аэродром.


Рис. 8. Охрана и оборона аэродрома, их силы и средства

Охрана включает:
- непосредственное охранение (караулы, посты наблюдения, внутренний наряд, в т.ч. ДСЧ);
- сторожевое охранение (сторожевые посты, патрули, секреты);
- походное охранение.
Охрану объектов аэродрома (объектов тыла) осуществляют караулы, патрули, дежурные подразделения и внутренний наряд частей (подразделений), расположенных на аэродроме. Количество сил и средств для охраны указывается в приказе командира авиационной части - старшего авиационного начальника в гарнизоне.
Расписание караулов составляет начальник штаба авиацонно-технической части (начальник комендатуры).
Охрана самолетов (вертолетов), аэродромных складов с запасами материальных средств, позиции предварительной подготовки ракет, командных пунктов и ТЭЧ авиационной части осуществляется часовыми из числа личного состава авиационно-технической части.
Охрана авиационной техники в дни полетов и работы личного состава на ней (с момента вскрытия и до сдачи под охрану караулу) возлагается на дежурных по стоянкам самолетов и личный состав ТЭЧ авиационной части. Надежность охраны аэродрома (объектов тыла) достигается своевременным и полным оборудованием и техническим оснащением охраняемых объектов, постов и караульных помещений, высокой натренированностью и обученностью личного состава, постоянным контролем со стороны должностных лиц за организацией и несением караульной службы.
Широкое использование технических средств охраны, охранной и пожарной сигнализации значительно повышает надежность охраны. Ответственность за оборудование мест стоянок авиационной техники и аэродромных сооружений как объектов охраны возлагается на командира авиационно-технической части, а за их эксплуатацию - на командиров (начальников) соответствующих подразделений (служб).
Для выполнения задач наземной обороны с одновременным обеспечением боевых действий привлекается часть личного состава авиационных, авиационно-технических частей, базирующихся на аэродроме. Весь личный состав, выделенный для обороны, сводится во взводы численностью 20-25 человек, всего может быть сформировано 12-13 взводов. Из этого состава от 1/4 до 1/3 выделяется в подвижный резерв, который создается для усиления обороны отдельных секторов на угрожаемых направлениях в ходе боя, уничтожения противника, прорвавшегося на аэродром, и для борьбы с десантами противника.
Элементы боевого порядка в обороне:
- взводные опорные пункты;
- подвижный резерв;
- огневые позиции ЗР и ЗА средств;
- инженерные заграждения.
Принципы наземной обороны:
- круговая;
- эшелонированная в глубину.
Принципы ПВО:
- зональный;
- зонально - объектовый;
- объектовый;
- смешанный.
Наземная оборона строится круговой и эшелонированной в глубину и основывается на удержании подходов к аэродрому (дорог, выгодных для боя участков местности), а также защите важных объектов на аэродроме.
Круговая оборона обеспечивается оборудованием запасных позиций, маневром сил и средств на угрожаемые направления, устройством инженерных заграждений на флангах и в тылу, назначением подразделениям и огневым средствам дополнительных полос и секторов обстрела.
Эшелонирование наземной обороны в глубину достигается расположением части огневых средств и подвижного резерва, а также строительством запасных позиций в глубине обороны.
Построение боевого порядка подразделений в обороне должно отвечать боевой задаче, замыслу действий, условиям местности и обеспечивать эффективное использование всех основных средств и проведение контратак.
При организации системы огня в обороне подразделениям указываются: полоса огня и дополнительный сектор обстрела, участки сосредоточенного огня, а также порядок обеспечения флангов, стыков и промежутков. Во всех случаях система огня должна обеспечивать поражение противника на всю глубину обороняемой территории. Для этой цели предусматривается маневр огнем, а также силами и средствами на любое угрожаемое направление.
Инженерное оборудование местности в интересах обороны включает: оборудование опорных пунктов и отдельных огневых позиций, устройства инженерных заграждений, возведение защитных сооружений для укрытия личного состава, техники, запасов материальных средств и пунктов управления, осуществление мероприятий по маскировке.
Взводный опорный пункт представляет собой развитый в инженерном отношении участок местности шириной по фронту 300 - 400 м, расположенный на выгодном естественном рубеже, на удалении 1000 - 1500 м от основных объектов, исключающем возможность поражения их огнём всех видов оружия нападающего и, в первую очередь, от пулемётов. Каждый опорный пункт обороняется одним взводом. Промежуток между взводными опорными пунктами составляет 1200 - 1400 м, что обеспечивает огневое взаимодействие между взводами. Эти промежутки должны находиться под непрерывным наблюдением, простреливаться огнем стрелкового оружия и прикрываться заграждениями. Последовательность и сроки оборудования местности в инженерном отношении указываются старшим начальником в зависимости от условий обстановки, наличия сил, средств и времени готовности к отражению нападения противника. В первую очередь оборудуются оборонительные сооружения (огневые позиции, противопехотные и противотанковые заграждения) для прикрытия зон рассредоточения эскадрилий.
Для осуществления управления силами и средствами наземной обороны создается система управления, которая включает в себя органы управления, пункты управления и систему связи.
Для удобства управления наземной обороной аэродрома вся его территория делится на 3 - 5 секторов, границы которых определяются характером местности, расположением зон рассредоточения самолетов (вертолетов) и других наиболее важных объектов и направлений, подлежащих обороне. Между секторами организуется огневое и тактическое взаимодействие. Для управления обороной каждого сектора назначаются начальники секторов, которые подчиняются непосредственно начальнику обороны аэродрома и его заместителю по наземной обороне.
Схема организации наземной обороны приведена на рис. 9.


Рис. 9. Организация наземной обороны аэродрома

Условные обозначения: П-пеший; НО-начальник наземной обороны; НСО-начальник сектора наземной обороны; ПР-подвижный резерв; А-автомобильный; ХРД-химический разведывательный дозор; ПТМП-противотанковое минное поле; ППМП-противопехотное минное поле.
При угрозе непосредственного нападения на аэродром наземного противника заместитель начальника гарнизона по наземной обороне организует, с использованием дозоров, секторов и патрулей на автомобилях (бронетранспортерах), разведку для определения сил и направления движения противника, приводит в боевую готовность силы и средства, выделенные для наземной обороны аэродрома, усиливает наблюдение за подступами к аэродрому, докладывает командиру авиационной части (начальнику гарнизона) о сложившейся обстановке, сообщает штабам частей, расположенным вблизи аэродрома, об угрозе нападения.
На угрожаемом направлении занимаются подготовленные опорные пункты (окопы) или намеченные рубежи обороны. В остальных секторах организуется наблюдение силами дозоров. Подвижный резерв сосредоточивается в указанном ему районе. С командиром части (подразделения) ПВО, прикрывающей аэродром, уточняется порядок ведения огня из зенитных средств по наземным целям, подготавливаются силы и средства для обеспечения вылета авиационной части, проверяется боевая готовность всех средств наземной обороны к отражению противника. При угрозе захвата аэродрома противником по указанию старших начальников осуществляется вывод из-под удара авиационной базы и авиационно-технической части на запасной аэродром.
Командир авиационно-технической базы отвечает за организацию охраны и обороны командного пункта, складов и других объектов базы, а также за выполнение подчиненными авиационно-технической части задач по охране и наземной обороне обеспечиваемых авиационных частей. Командиры частей тыла отвечают за наземную оборону и маскировку своих объектов.
Противовоздушная оборона аэродромного узла ад является составной частью обороны аэродрома, которая организуется в общей системе противовоздушной обороны фронта с централизованным использованием истребительной, штурмовой авиации, зенитной артиллерии, ЗУР и других средств противовоздушной обороны.
Ответственность за ПВО аэродромов возлагается на командиров авиационных соединений, частей, начальников авиационных гарнизонов и командиров приданных частей (подразделений) войск ПВО. Последние, находясь в оперативном подчинении, по указанию авиационных командиров организуют порядок использования ЗА в интересах наземной обороны.
Исходя из задач и требований, предъявляемых к противовоздушной обороне каждого из аэродромов, она также включает:
- организацию наблюдения и оповещения о воздушном противнике;
- рассредоточение и укрытие личного состава, техники и запасов материальных средств;
- мероприятия по ликвидации последствий воздушного нападения.
Мероприятия по рассредоточению и укрытию личного состава, техники и самолетов производятся в комплексе с мероприятиями по защите от средств массового поражения (ЗОМП), противодействия техническим средствам разведки противника и маскировки аэродрома.
В аэродромном узле авиационного соединения на основе решения его командира совместно со штабами частей обеспечения разрабатывается план взаимодействия сил и средств по охране и обороне аэродромов. Выписка из плана взаимодействия доводится до частей соединения и взаимодействующих частей для руководства и выполнения предписанных мероприятий по защите, охране и обороне.
Мероприятия по охране и обороне аэродрома планируются штабом авиационной части совместно со штабами частей обеспечении и зенитной части (если она назначена для обороны аэродрома) на основании решения командира авиационной базы. В плане охраны и обороны аэродрома указываются:
- схема организации охраны аэродрома днем и ночью с определением мест постов, маршрутов движения дозорных машин, пеших дозоров и патрулей;
- схема организации обороны аэродрома;
- порядок оповещения и сбора личного состава;
- привлекаемые силы и средства;
- задачи подразделений в зависимости от характера действий противника;
- порядок действий личного состава по обеспечению наземной обороны;
- порядок применения зенитных средств при отражении налёта авиации, высадки десантов, отражения атак наземного противника;
- мероприятия по защите и маскировке объектов аэродрома; - организация взаимодействия и управления.
План подписывается начальником штаба, заместителями начальника гарнизона по наземной и противовоздушной обороне и утверждается начальником гарнизона (командиром авиационной части). В частях обеспечения, приданных частях (подразделениях) и частях (подразделениях), выделенных для охраны и обороны аэродрома, должны быть выписки из плана охраны и обороны аэродрома.
Наряду с планом обороны штаб авиационной базы после принятия командиром решения отрабатывает приказ. Приказ объявляется всему личному составу базы и передается в бато, бс и рто, зенитно-ракетную (артиллерийскую) часть (подразделение), а если к обороне привлекаются дислоцируемые части наземных войск, то и в их штабы.
Выполнение задач и непосредственную подготовку выделенных сил и средств для охраны и обороны аэродромов организуют командиры частей (подразделений) в соответствии с требованиями уставов и наставлений.
Инженерно-авиационная служба при организации охраны и обороны объектов на аэродроме принимает участие в проведении мероприятий по маскировке, защите авиационной техники и инженерно-технического состава от средств поражения противника и противодействия иностранным техническим разведкам. Кроме того личный состав ИАС принимает активное участие в охране авиационной техники, в защите объектов аэродрома от нападения наземного противника, в организации и проведении работ по дегазации и дезактивации техники.
Маскировка является одним из важных видов обеспечения боевых действий и повседневной деятельности войск и представляет комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий. Эти мероприятия направлены на введение противника в заблуждение относительно истинных намерений, характера и замысла боевых действий, состава, базирования, маневра авиационных частей и их боеготовности, скрытие работы средств управления, связи и радиотехнического обеспечения (рис. 10).
Основные приемы маскировки:
- использование защитных свойств местности, укрытий, состояния погоды, времени года и суток;
- применение табельных маскировочных средств, маскировочное окрашивание техники, вооружения и объектов;
- применение растительности и распятнения местности;
- снижение заметности путем применения аэрозолей (пенообразующих средств и составов), поглощающих (рассеивающих) покрытий, конструкций, диполей, создания сплошных радиолокационных, шумовых и звуковых полей;
- соблюдение личным составом требований и правил маскировочной дисциплины, вытекающих из конкретных задач маскировки данного объекта.


Рис. 10. Виды маскировки

Оптическая маскировка осуществляется: путем использования маскировочных свойств местности, темного времени суток и метеорологических условий, ограничивающих видимость, проведением мероприятий по светомаскировке, использованием укрытий, искусственных масок, дымов и устройством ложных сооружений. Широкое распространение получила так называемая деформирующая окраска, которая уменьшает заметность военной техники и вооружения, снижает дальность их обнаружения и опознавания при визуальном наблюдении и с помощью оптических приборов.
Тепловая маскировка достигается созданием дымовых завес, применением экранов для уменьшения теплового излучения техники и объектов, устройством ложных тепловых целей и использованием маскирующих свойств местности.
Радиолокационная маскировка осуществляется путем использования маскирующих свойств местности, применения радиопоглощающих покрытий, масок-помех и масок-экранов, имитации радиолокационных и демаскирующих признаков войск и объектов.
Радиомаскировка обеспечивается соблюдением установленного режима работы радио-, радиорелейных и тропосферных средств, соблюдением правил скрытого управления, порядка и правил использования средств связи, размещением радиосредств за пределами пунктов управления.
Радиотехническая маскировка достигается ограничением работы радиоэлектронных средств и созданием ложной радиотехнической обстановки.
Радиационная маскировка обеспечивается путем использования складок местности, подземных выработок, подземных и обсыпных сооружений для хранения ядерных боеприпасов, применения поглощающих экранов, использования искусственных изотопов для имитации наличия ядерного оружия.
Магнитометрическая маскировка заключается в ослаблении магнитных полей вызванных большим скоплением металлической техники и высокомощной аппаратуры. Обеспечивается за счёт применения специальных экранирующих красок, навеса проводящих экранов .
Акустическая маскировка заключается в снижении звукового шума от аэродрома, что достигается, например, выставлением звукопоглощающих экранов по периметру, или созданием маскирующего звукового шума.
Гидроакустическая маскировка - комплекс мероприятий по снижению уровня вибро-акустических характеристик систем и механизмов ВПП и надводных кораблей, в случае наличия в части гидросамолётов, или базирования части на кораблях. Достигается применением звукоизоляционных и звукопоглощающих устройств, использованием малошумных скоростей хода, выключением сильно шумящих вспомогательных механизмов, а также применением имитаторов шумов.
Агентурная маскировка заключается в укрытии важнейших элементов аэродрома от слежения агентурных групп противника.
Разработка и проведение маскировочных мероприятий проводятся на основании решения командира соединения (части) и указаний вышестоящего штаба силами и средствами авиационных, авиационно-технических и других частей, располагающихся на аэродроме. В отдельных случаях для маскировки летного поля распоряжением командира авиационной базы привлекается и летно-технический состав. Все маскировочные мероприятия, проводимые на аэродромах, должны осуществляться с соблюдением требований естественности непрерывности, разнообразия и активности, т.е. навязывания противнику выгодных для нас ложных представлений об объектах.
Маскировка способствует достижению внезапности действий авиации, сохранению ее боеготовности и повышению живучести. Основными способами маскировки в авиационных соединениях и частях являются скрытие и введение противника в заблуждение (рис. 11).
А) Скрытие заключается в устранении или ослаблении демаскирующих признаков, характерных для базирования и боевой деятельности авиации, и в создании условий, затрудняющих получение противником разведывательных данных. Оно обеспечивается:
1) строгим соблюдением государственной и военной тайны, требований скрытого управления, режима и правил применения радиоэлектронных средств;
2) рассредоточением авиационных частей и авиационной техники на аэродромах (площадках);
3) осуществлением маскировочных мероприятий и соблюдением в соединениях и частях маскировочной дисциплины.
Б) Введение противника в заблуждение заключается в создании ложных объектов и целей путем использования макетов, электронных, пиротехнических, дымовых и технических средств маскировки. Опыт Великой Отечественной войны подтвердил необходимость создания ложных аэродромов в целях маскировки истинного базирования своей авиации. Так, в период с января 1943г. по июнь 1944г. на ложные аэродромы 17-й воздушной армии было совершено 120 налетов авиации противника и сброшено 2873 бомбы. За это же время по действующим аэродромам воздушной армии было совершено только 54 налета и сброшено 1120 бомб.


Рис. 11. Пути и способы тактической маскировки

В 1991 г, в ходе проведения операции «Буря в пустыне», авиация Многонациональных сил наносила массированные удары по объектам и целям Ирака. Средства массовой информации на весь мир сообщали о том, что за первые две недели операции авиация, в результате мощных ударов, уничтожила большое количество объектов и целей. Буквально через несколько дней после этих сообщений, руководство НАТО было вынуждено признать, что значительная часть нанесенных ударов была выполнена по ложным объектам и целям. Данный факт говорит о том, что руководство Ирака уделяло большое внимание организации оперативной маскировке наиболее важных объектов страны, в том числе авиации и аэродромов.

Пред. страница
Главная
След. глава